Внимание! Вы находитесь на устаревшей версии сайта Алтайского государственного университета.
Новая версия расположена по адресу www.asu.ru


Искать на сервере
 
А Вы знаете, что...

Версия для печати 
текущей страницыПоискКарта сервераГлавная страница

НовостиУниверситетСтудентыПреподавателиУченыеАбитуриенты

Городские олимпиады по физике среди школьников

Многие вещи нам непонятны не потому,
что наши понятия слабы;
но потому, что сии вещи
не входят в круг наших понятий.
Козьма Прутков "Мысли и афоризмы", N 66.

Перед вами - задачи, предлагавшиеся на городских олимпиадах по физике в последние годы. Эти задачи отличаются от того, что Вы привыкли видеть в традиционных сборниках задач или на "классических" олимпиадах. Это не задачи на запоминание и применение формул (как в школьных задачниках), не задачи, требующие изощренного "олимпиадного" мышления и применения такого же математического аппарата (как в олимпиадных сборниках). Наши задачи не решишь "по формулам" Представленные задачи в большинстве своем требуют для своего решения сначала построить физическую модель описанного в задаче явления.

А дело в том, что авторы являются профессиональными преподавателями, давно работающими со школьниками и студентами и на своем опыте убедившимися, в чем состоит главный недостаток физического образования в школе и, как следствие, в ВУЗе. Распалась связь учебного предмета -- физики и реального, окружающего нас, мира. Вот Вам примеры и судите сами...

Студент сдает лабораторную работу по механике. В его тетради указана и при расчетах использована масса гири 100 кг. Утверждает, что ошибок нет, а масса гири приведена в системе СИ, как учили в школе. Сколько же человек поднимало гирю? На этот вопрос с удивлением отвечает, что гирю поднимал он сам, она же маленькая... На этой небольшой гире действительно написано "100 кг", а ниже указан масштаб 1:100, так как эта гиря от напольных весов.

Студент сдает работу по молекулярной физике, где ему пришлось через капилляр радиусом 0.5 мм сливать некоторый объем воды. В тетради указан (и использован многократно при расчетах!) объем этой воды V = 56 кубометров. Сколько же тысяч ведер воды заливал он в установку? С удивлением отвечает, что вода там уже была, он долил немножко, ну со стакан...

Но ведь физика -- это наука, описывающая, объясняющая, предсказывающая поведение реального мира. Помню, какой восторг вызвала лабораторная работа в 9 классе 123 школы, когда по известной начальной скорости пули пружинного пистолета нужно было расчитать, куда упадет пуля. Расчитали, выстрелили и попали именно туда, где мелом уже была нарисована точка попадания!

Мы считаем, что умение моделировать поведение реального мира есть главная составляющая физического образования. Подозреваем, что описанная ситуация имеет место и для других учебных дисциплин.

Задания олимпиад 1993 - 2000 гг.

Copyright © Алексеев А.Н., Волков В.И., Гончаров А.И., Дергунов В.В., Егоров А.В., Зацепин П.М., Климов О.В., Никулин Ю.А., Соломатин К.В., Утемесов М.А., Шайдук А.М.

Решения задач (в формате .pdf):

История проведения олимпиад

Традиционные городские олимпиады по физике в г. Барнауле проводятся ежегодно в декабре инициативной группой физиков, работающих или обучающихся на физическом факультете Алтайского государственного университета. Первая олимпиада была проведена в 1977 году. С тех пор олимпиада проводится каждый год (не проводилась только в 1991 г.). В состав инициативной группы в разное время входили известные в городе и крае преподаватели физики, в том числе доцент Криворуцкий Эммануил Наумович, профессор Учайкин Владимир Васильевич, доцент Тельнихин Александр Анатольевич, учителя физики Слесарчук Валерий Никифорович, Гинзбург Михаил Иосифович и другие.

Подготовил А.М. Шайдук


 

Задания городской олимпиады по физике:

9 класс
10 класс
11 класс

Решения задач
(в формате .pdf):

1999 год
2000 год
2001 год



Copyright © 1994-2006 Алтайский государственный университет
feedback@www.asu.ru