Внимание! Вы находитесь на устаревшей версии сайта Алтайского государственного университета.
Новая версия расположена по адресу www.asu.ru


Искать на сервере
 
А Вы знаете, что...

Версия для печати 
текущей страницыПоискКарта сервераГлавная страница

НовостиУниверситетСтудентыПреподавателиУченыеАбитуриенты

О переменах в высшей школе размышляет ректор АлтГУ Юрий Кирюшин.

Почему сегодня в моде красные дипломы?

Почему-то хорошее в жизни мы видим хуже, чем плохое, и к разговорам о переменах к лучшему относимся, мягко говоря, с недоверием. Но давайте попытаемся вместе с профессором Ю.Кирюшиным, ректором классического университета, беспристрастно взглянуть на процессы, которые идут сегодня в высшей школе. Мы уже привыкли за последние годы или ругать ее, или жалеть.

Экзамен на три буквы

- Честно вам признаюсь: я запуталась. Учителя из Солонешного пишут в редакцию: спасибо ЕГЭ, благодаря ему нашим детям, из глубинки, стали доступны вузы. Раньше большинство из них и помыслить не могло о студенчестве, а теперь - пожалуйста, 84% ребят из района стали студентами благодаря ЕГЭ, его демократизму. Зато ректоры московских вузов отрицают саму идею равенства, которая лежит в основе ЕГЭ: нет в столице столько общежитий, чтобы вместить всех детей из провинции, набравших проходной балл по ЕГЭ. Да и не готовы столичные вузы к такой экспансии.

- Я тут на стороне учителей. Общежития, видимо, все же придется строить, и нас это касается не меньше, чем Москвы. Да, ЕГЭ еще далек от совершенства, и тесты многие некорректны. ЕГЭ, кстати, потребует перемен и по отношению к льготникам, потому что он уравнял ребят - сельских и городских.

Я - за единый госэкзамен потому, что он избавляет ребенка от мучений и волнений. С его результатами можно подать заявления сразу на три-четыре специальности. Реальных, "живых" ребятишек у нас в этом году было четыре с половиной тысячи, а заявлений -больше одиннадцати тысяч!

- На многие специальности шел бой только между медалистами. Это хорошо или плохо?

- Есть тут, конечно, сложности, не случайно министерство предусматривает, что медаль станет со временем просто моральным поощрением за хорошую учебу. Ну вот такой пример. Проходной балл на экономическом был в этом году 275. То есть три экзамена, и каждый по 90 с лишним баллов. А медалисту достаточно было иметь эти 90 баллов по одному, профильному предмету, остальные могли быть ниже.

Ребенок, который набрал 265 баллов, не проходил, а медалиста (с 230) мы зачисляли.

Хрустальная метча ректора

- Вы именно с ЕГЭ связываете тот факт, что среди нынешних первокурсников больше, чем обычно, сельских ребят?

- Связь, безусловно, есть, но причина, я думаю, не только в ЕГЭ. У нас в крае постепенно складывается система непрерывного образования: лицей - колледж - университет.

В нашем первом сельском лицее - Михайловском - нынче был уже второй выпуск, и 72 лицеиста (из 82) стали студентами очень хороших сибирских вузов - в Омске, Кемерове, Новосибирске и, конечно, Барнауле.

Лицеи у нас есть теперь в Алейске и Славгороде, лицейские классы - в Камне-на-Оби. И самое младшее наше дитя - лицей в одном из самых старинных сел Алтая - Верх-Ануйском. Подчеркну, что открыли его не в районном центре, детей из Быстрого Истока возят туда на занятия вместе с ребятами из четырех других сел. Несколько раз в год наши преподаватели приезжают сюда на консультации, а во время зимних каникул лицеисты бывают у нас в гостях.

- Как преподаватели вуза относятся к появлению дополнительной нагрузки?

- Поначалу, честно говоря, особого восторга я не видел, люди воспринимали идею создания сельских лицеев скорее как блажь руководства. Но сегодня все изменилось. Лицей в Верх- Ануйском - это была уже инициатива деканов трех наших факультетов. И на консультации мои коллеги едут в село с удовольствием. И я хорошо понимаю, что их там привлекает - общение с сельскими детьми. Такой отдачи, таких горящих глаз не встретишь порой и у студентов.

Можно сколько угодно жалеть талантливых сельских ребят, у которых нет возможности получить хорошее образование. Сеть таких вот лицеев по краю реально поможет способным детям проявить себя, не затеряться. Это моя хрустальная мечта.

- Вы действуете, как я понимаю, по принципу "Бауманки", который не первый год собирает по России сливки через свои конкурсы, приглашая на учебу их победителей?

- Может, это и правильно, когда самые способные дети учатся в лучших вузах России. Хотя выжить в чужом городе сейчас трудно, к нам часто переводятся студенты из Томска, Новосибирска именно по этой причине.

Так что колледжи, которые мы открываем в районах, выполняют еще и социальную функцию: ребенок два курса может учиться дома и только потом ехать в город.

Отличники нарасхват

- Или остаться работать дома...

- Конечно, ведь мы вручаем выпускникам колледжей диплом о среднем специальном образовании. И открываем мы их там, где есть потребность в таких специалистах. Так было в Михайловском - в этой зоне много химических заводов, а специалистов для них никто не готовил. Причем дети учатся в колледже бесплатно - оплачивают их учебу предприятия, где они будут работать.

- Звучит как фантастика. Еще вчера никто просто не поверил бы, что заводу так нужны будут специалисты, что он за-платит за их подготовку.

- В 90-е, когда рушилась промышленность, систему образования удалось сохранить - кафедры, факультеты, целые школы. Это было непросто, но очень важно, потому-то сегодня, когда промышленность стала подниматься, ей понадобились специалисты. Ожил завод топливных насосов, заработали станкостроительный, моторный, "Ротор" получил заказы. Они пришли к нам, поскольку у нас есть физфак. Но заводу нужны радиотехники, а у нас готовят радиофизиков. И перестроились на ходу и с третьего курса ввели специализацию. Правда, заявка была на 80 выпускников, а мы смогли пока дать только шесть.

- Как в старые добрые времена, когда существовало распределение...

- Да у нас и сегодня 80 процентов выпускников уходят по направлениям. По три-четыре человека каждый год берет, например, пивоваренный завод. Мы открыли там экономическую лабораторию, где студенты занимаются с третьего курса. Так вот, директор завода уверяет, что лаборатория эта приносит предприятию от пяти до семи млн. рублей экономии в год. Директора многих заводов, президенты банков готовы платить (и платят) стипендии тем, на кого положили глаз уже во время учебы.

- Что же так ценят практики в ваших выпускниках? Ведь молодого специалиста приходится учить и учить, пока он станет полноценным работником.

- Так было. Да, мы давали толковую теоретическую подготовку, но не учили, как эти знания применить, в отличие от Запада, где учеба всегда была напрямую связана с практикой. Но в последние годы и мы стали работать совсем по-другому. Университет не первый год готовит для краевой прокуратуры специалистов очень конкретных направлений. Там даже есть филиал нашей кафедры, и занятия нередко ведут их сотрудники. Был случай, когда 25 ребят получили рабочие места еще до выпуска, на 5 курсе - так нужны были именно эти специалисты.

- Подождите, но как же тогда быть с разговорами о перенасыщенности рынка труда юристами и экономистами?

- А вы спросите на бирже, выпускники каких вузов стоят у них на учете? Как правило, тех, где за деньги покупают дипломы, а не знания. Солидный работодатель ценит сегодня качество, уровень подготовки выпускника. В хорошие фирмы охотно берут ребят с красными дипломами. Кстати, у студентов наших тоже изменилось отношение к учебе, когда они осознали этот факт.

На бал отличников мы раздаем пригласительные билеты по факультетам, по 200-300 штук. И всякий раз возникает недовольство: мало дали. Я тогда попросил посчитать реальное количество тех, кто сессию сдает только на пятерки. Оказалось, таких у нас 1200. Это люди, у которых три-четыре сессии подряд в зачетках стоит только "отлично".

Факультет в Волчихе

- Мы называли уже с вами еще одну явную примету времени: университеты просто на глазах теряют снобизм, они охотно берутся за подготовку специалистов среднего звена. Техникумы, училища входят в структуру университета как его факультеты, отделения. Так произошло недавно с Барнаульским музыкальным училищем, насколько я знаю. Это не опасно для училища, колледжей? Университет не может поглотить младшего собрата, растворив его в своем материале?

- Никто и не собирается подавлять самобытность учебного заведения, это было бы просто глупо и расточительно. Что касается пользы... Для Волчихинского техникума информатики вхождение в состав АлтГУ станет спасением, потому что в этом случае за ним сохранят федеральное финансирование. Но никто пока не может гарантировать, что нам удастся отстоять это решение. Если все получится, на базе техникума мы откроем факультет среднего профессионального образования.

Татьяна Ильина

 

Руководство:

Управления:
- Вспомогательные службы

Информационные базы
и документы:
(доступны только пользователям внутриуниверситетской сети)

Структура:
- Научно - образовательные учреждения
- Музеи и коллекции

Общественная жизнь:


Copyright © 1994-2006 Алтайский государственный университет
feedback@www.asu.ru