Внимание! Вы находитесь на устаревшей версии сайта Алтайского государственного университета.
Новая версия расположена по адресу www.asu.ru


Искать на сервере
 
А Вы знаете, что...

Версия для печати 
текущей страницыПоискКарта сервераГлавная страница

НовостиУниверситетСтудентыПреподавателиУченыеАбитуриенты

Временные рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Данные Рекомендации разработаны в соответствии с письмом Минобразования РФ от 27.11.2002 # 14-55-996ин/15 "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений" в целях постепенной реорганизации учебного процесса с увеличением доли самостоятельной работы студентов.

1. Общие положения
1.1. Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.
Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:

  • самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;
  • самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

1.2. Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств.
1.3. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:
  • самоконтроль и самооценка студента;
  • контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.

1.4. Способы самостоятельной работы студентов данной специальности (специализации) должны быть установлены рабочими программами каждой из учебных дисциплин, входящих в соответствующую профессиональную образовательную программу.
Конкретные способы реализации самостоятельной работы выбираются студентом, а в необходимых случаях - по согласованию с преподавателем (преподавателями) в пределах условий (ограничений), устанавливаемых действующими нормативными документами.
1.5. Мероприятия, создающие предпосылки и условия для реализации самостоятельной работы, должны предусматривать обеспечение каждого студента:
  • индивидуальным рабочим методом при выполнении теоретических (расчетных, графических и т.п.) и практических (лабораторных, учебно-исследовательских и др.) работ;
  • информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.);
  • методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т.п.);
  • контролирующими материалами (тесты);
  • материальными ресурсами (ПЭВМ, измерительное и технологическое оборудование и др.);
  • временными ресурсами;
  • консультациями (преподаватели, сотрудники НИИ, лабораторий и т.д.);
  • возможностью выбора индивидуальной образовательной траектории (элективные учебные дисциплины, дополнительные образовательные услуги, индивидуальные планы подготовки);
  • возможностью публичного обсуждения теоретических и/или практических результатов, полученных студентом самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы).

1.6. Самостоятельная работа студентов организуется на кафедрах, в лабораториях АлтГУ, в других организациях, учреждениях и на предприятиях, с которыми университете (факультет) имеет договоры о сотрудничестве.

2. Контролируемая самостоятельная работа
2.1. В рамках учебного процесса взаимосвязаны три вида учебной нагрузки, которые и входят в понятие общей трудоемкости изучения дисциплины:

  • аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, семинары, практические занятия и т.п.;
  • самостоятельная работа студентов;
  • контактные часы, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, оказывает индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий.

2.2. Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине.
2.3. В целях фиксации текущей успеваемости студентов и, что особенно важно, результатов их самостоятельной работы на факультетах целесообразно ввести рейтинговую систему оценки успеваемости каждого студента, желательно в 100-бальной шкале.
2.4. Контролируемая самостоятельная работа (далее - КСР) направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, формируют оценку по КСР студента и учитываются при итоговой аттестации по курсу.
КСР может подразделяться:
  • на работу, включенную в план самостоятельной работы каждого студента в обязательном порядке;
  • на работу, включаемую в план самостоятельной работы по выбору студента.

2.5. Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию о всех формах самостоятельной работы по курсу с выделением обязательных самостоятельной работы и КСР, в том числе по выбору.
2.6. По каждой учебной дисциплине устанавливается максимальный уровень баллов, который может быть набран по КСР. Ориентируясь на этот показатель, студент осуществляет набор форм самостоятельной работы из предлагаемого ему на выбор перечня по данной дисциплине.

Например, по дисциплине А максимально по результатам всех видов контроля можно набрать 300 баллов, в том числе по результатам текущей успеваемости 100 баллов, самостоятельной работы студента - 100 баллов и экзамена - 100 баллов.
Результаты по обязательным формам самостоятельной работы формируют баллы по текущей успеваемости студента.
Результаты по КСР формируют баллы по самостоятельной работе. По данной дисциплине в перечень форм КСР должна быть включена одна обязательная форма: анализ конкретной ситуации с подготовкой аналитической записки. Кроме этого, в рассматриваемом примере, КСР включает следующие виды по выбору:

  • участие в научных студенческих конференциях и семинарах - "25";
  • практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения - "25";
  • написание реферата (эссе) по заданной проблеме - "15";
  • анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов - "15";
  • поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса - "10";
  • аналитический разбор научной публикации - "10".

2.7. Введение в университете такой формы, как КСР, требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого самостоятельного освоения учебного материала, в связи с чем возрастает та часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебно-методической работы.
2.8. Количество часов, выделяемых на КСР, должно отражаться в учебных планах по каждой специальности (направлению). По этой причине предполагается переработка учебных планов и программ в рамках существующих ГОСов с целью увеличения доли самостоятельной работы и разделении ее в плане на обязательную и КСР. Рекомендуемая аудиторная нагрузка на младших курсах - 23-25 часов в неделю, на старших - 18-20 часов.
2.9. КСР студентов должна быть отражена в рабочих программах каждой из учебных дисциплин, входящих в соответствующую профессиональную образовательную программу в виде отдельного раздела: методических указаний по выполнению КСР студентов по данной дисциплине. В этом разделе рабочей программы должны быть указаны цели, задачи и результаты КСР. Например, для студентов экономического факультета, изучающих дисциплину "Мировая экономика" эта часть программы может выглядеть следующим образом:
Целью контрольной самостоятельной работы является формирование у студентов навыков планово-экономической, аналитической и исследовательской деятельности в области внешнеэкономических отношений и бизнес-планирования. Реализация цели требует выполнения следующих задач: изучение основ классической теории мировой экономики и международных отношений; изучение методики определения эффективности внешнеэкономической деятельности; ознакомление с современными методиками бизнес-планирования. В результате выполнения контрольной самостоятельной работы студенты должны: знать основные методики определения эффективности внешнеэкономической деятельности и бизнес-планирования; уметь разработать бизнес-план и определить эффективность внешнеэкономической деятельности.

В раздел также должно быть включено задание на самостоятельную работу по всем или некоторым темам дисциплины и указана одна из следующих форм контроля:

  • устный опрос,
  • доклад,
  • реферат,
  • самостоятельное исследование,
  • супервизия,
  • коллоквиум,
  • тест,
  • контрольная работа.

Помимо сказанного, в раздел включаются вопросы для самоконтроля и рекомендуемая литература.
2.10. Повышение роли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий предполагает:
  • оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;
  • широкое внедрение компьютеризированного тестирования;
  • совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы, студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач;
  • модернизацию системы курсового и дипломного проектирования, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач и не должна приводить к значительному увеличению их количества (не более 2-х курсовых проектов в семестр).

 

Руководство:

Управления:
- Вспомогательные службы

Информационные базы
и документы:
(доступны только пользователям внутриуниверситетской сети)

Структура:
- Научно - образовательные учреждения
- Музеи и коллекции

Общественная жизнь:


Copyright © 1994-2006 Алтайский государственный университет
feedback@www.asu.ru