Дарвинизм в современном мире

Эволюционная теория Дарвина и современность

18. Фундаментальные сложности с проблемами происхождения жизни

Сложности с определением происхождения и сущности жизни вообще и "предмета биологии" в частности, связаны, видимо, с неправильным выбором места поисков. "Трудно ловить черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет" - гласит старинная китайская пословица. Начнем с того, что развитие представлений о предмете биологического исследования шло от организма "вверх", к надорганизменным сообществам, и "вниз", вплоть до атомно-молекулярного уровня. От типологии - к популяционизму и выше и от организма к молекуле. Второй путь в поисках определения жизни бесперспективен.

Жива ли вирусная РНК, которую можно "размножать" in vitro, и вести при этом отбор на удлинение или укорочение ее нуклеотидной цепи? Едва ли. А что находится на другом конце пути - биосфера. Выше некуда, если оставить в стороне непроверенные, мягко говоря, представления о некой космической vis vitalis, одухотворяющей уже все Мироздание в целом. Возможно, определение жизни может быть получено через изучение биосферных процессов, через сравнение процессов, протекающих на поверхностях населенных и безжизненных планет. В такое определение войдут как частные приложения описания физико-химической деятельности жизни на молекулярном и макроскопическом уровнях, физиология организмов, популяционная биология и эволюционизм.

При сопоставлении основных положений классического дарвинизма и синтетической теории эволюции нередко забывается замечательный тезис Ч.Дарвина о том, что природа организма в явлениях изменчивости важнее природы условий. В одной из своих работ он прямо подчеркивает: "при определении характера вариации, организация или строение существа, испытывающего влияние, обыкновенно бывает гораздо более важным элементом, чем характер изменяющихся условий. Доказательством служит появление почти сходных изменений при различных условиях и появление различных изменений при условиях, по-видимому, одинаковых.

Мы имеем еще лучшее доказательство в том, что близко параллельные разновидности часто получаются от самостоятельных рас или даже самостоятельных видов, а также в частом повторении одного и того же уродства у одного и того же вида" (Дарвин, 1941, с.478-479). К сожалению, эта мысль Дарвина (которую он сам считал важной, поскольку возвращался к ней в разных книгах) редко привлекала внимание ученых, что может быть связано с длительным доминированием в эволюционном учении генетико-экологического подхода, в котором при концентрации внимания на изменениях генофондов популяций природа организма оттесняется на второй план.

Непонимание этого положения Дарвина в человеческой деятельности проявляется повсюду: от содержания домашних животных до воспитания собственного потомства. Обычно считается, что главное для "братьев наших меньших" - это заботливый уход и хорошее питание, а "хорошая наследственность - дело наживное"?! Если же даже вполне беспородного поросёнка кормить на убой, да держать в чистом хлеву, то такая свинья из него вырастет, что залюбуешься. Пожалуй, вырастет. Но не лучший ли образчик мы получим, работая в тех же условиях с высокопородным животным? Правда, если последнее содержать в "скотских условиях" проку от него тоже будет немного.

Или взять всю систему образования, которая ориентирована на среднего школьника, студента, аспиранта? Известный армейский лозунг: "не можешь - научим, не хочешь - заставим" неплохо работает и в гражданских учреждениях. "В советской стране люди не рождаются, рождаются организмы, а людьми у нас становятся - учеными, рабочими, колхозниками, руководителями" - этот лозунг отца народов долго являлся "руководством к действию" в стране развитого социализма. Вместе с тем эти "организмы" уже сразу после рождения проявляют индивидуальность: по разному реагируют на окружающий мир, выражают свои эмоции, отдают предпочтение тем или иным играм.

Можно по-разному относиться к основной идее социал-дарвинизма, о том, что биологическое неравенство людей (в конечном итоге) ведет к неравенству социальному, но не учитывать факта, что возникновение и становление многих социальных институтов (мораль, собственность, право, государство) имело биологические корни также неразумно. Человечество еще долго будет пребывать в состоянии собственной исключительности и независимости от биологических законов эволюции, если будет считать, что территориальность поведения животных - результат действия изменчивости и отбора, а территориальные споры между народами и государствами - следствие культурной эволюции социального общества.

Оценивая конкретное место идей Дарвина в совокупности современных эволюционных взглядов, нередко впадают в одну из двух крайностей: либо считают, что ныне теория Дарвина как таковая представляет уже только исторический интерес; либо, напротив, утверждают, что со времени Дарвина основы теории не претерпели существенных изменений. В действительности, как это нередко бывает, истина находится между этими крайними точками зрения. Новые открытия заставляют каждое новое поколение биологов по-своему воспринимать и трактовать закономерности эволюционного процесса. Однако создание целостной концепции эволюции, которая сможет заменить или дополнить основные положения неодарвинизма, пока еще дело будущего. Вместе с тем, несомненно, что магистральный путь развития эволюционной биологии лежит в русле тех идей и направлений, которые были заложены гением Ч.Дарвина.

К началу страницы

Титульная страница