Дарвинизм в современном мире

Эволюционная теория Дарвина и современность

1. Первичные идеи, из которых исходил Дарвин

Смысловое содержание указанных понятий было первоначально очерчено уже почти полтора века назад в основном труде Ч. Дарвина. Именно эти понятия сыграли ключевую роль в обосновании идеи эволюции, в обосновании идеи развития мира живого. Мир живого не неизменен, он не всегда был таким, каким мы, люди, его застали! Некогда он был совсем не таким! Каким образом Дарвин обосновывает свою точку зрения?

Как известно, он начинает с рассмотрения того, что обозначает словами "искусственный отбор" (artificial selection). Смысловое содержание этого понятия было хорошо знакомо не только селекционерам по профессии, но и всем простым смертным - чуть ли не все они в обыденной, повседневной жизни (сознательно или бессознательно) прибегают к его процедурам. Точно также практически всем хорошо известны и плоды искусственного отбора - одни предпочитают иметь дело вот с этими породами одомашненных животных и растений, а другие - вот с этими. Выведение же пород совершалось и совершается под "мудрым руководством" человека, существа высшего, превосходящего всех прочих тварей как раз по тому параметру, который не так давно биолог К. Линней в своей классификации всех обитателей Земли и принял за самый характерный (отличительный), и "обозвал" человека - homo sapiens.

Применительно к бытию одомашненных животных и растений заботу об их "безбедном" существовании человек берет на себя - именно он выступает регулятором этого процесса даже тогда, когда и не ставит перед собой задачу выведения новых пород. Человек заботится о прокорме своих питомцев, помогает им в борьбе с их "врагами" (в частности, с паразитами), смягчает неблагоприятные воздействия абиотического происхождения (оберегает от холода, засух и прочих невзгод), короче, создает им более комфортные условия для выживания. Нередко действия человека по выведению новых пород вносят лишь временные возмущения в их бытие. Практически все сорта, полученные в свое время новаторскими методами И.В. Мичуриным, сегодня вернулись "на исходные позиции".

Вот эту-то исходную "модель" бытия одомашненных животных и растений Дарвин и "опрокидывает" на "дикие" (в отсутствие человека) условия бытия мира живого. При этом ключевая роль в объяснении переходит от понятия "искусственный отбор" к понятию "естественный отбор" (Natural Selection).Такая "проекция" одного на другое оказалась вполне приемлемой для стиля мышления его современников, хотя бы вот почему. Для словосочетания "Natural Selection" (наиболее точно по-русски оно, на наш взгляд, должно было бы звучать так: "Отбор, осуществляемый Природой") Дарвин использует прописные буквы, что вполне в духе его времени!. Этим самым Дарвин как бы дает понять: в данном контексте слово "Природа" вполне можно считать синонимом слову "Бог".

Как видим, это вполне созвучно представлению: искусственный отбор делается человеком, сотворенным "по образу и подобию Божию", т.е. как бы наместником Бога на Земле! Видимо, не желая "дразнить гусей", в пяти прижизненных (за исключением первого!) изданиях "Происхождения видов:." Дарвин, подводя итоги, роняет такие слова: ":Творец первоначально вдохнул (жизнь) лишь в одну или немногие формы:". Другими словами, Творец как бы придал "первотолчок" эволюции, а далее она покатилась уже по законам природы:(Как это напоминает истолкование Ньютоном "начала" функционирования Солнечной системы"!)

Так или иначе, идея естественного (в качестве формы инобытия искусственного) отбора была воспринята общественным мнением почти что безболезненно, хотя идее эволюции в целом и пришлось преодолевать устоявшиеся представления - люди, как правило, нелегко расстаются даже с предрассудками, в особенности, если последние владели их умами веками, а то и тысячелетиями. В частности, с незапамятных времен натуралистов (вслед за поэтами?) восхищала "мудрость" устройства (организации) как мира живого в целом, так и каждого из его обитателей в отдельности. Сколько волнующих, задушевных слов было сказано о красоте, гармонии, порядке, совершенстве живой природы!

Так естественно было думать, что гармония (верх совершенства) - это как бы нечто единственное в своем роде. Скрепя сердце, еще как-то можно было допустить возможность совершенства, так сказать, в нескольких вариантах (находки палеонтологов однозначно свидетельствовали о существовании некогда животных, ныне вымерших). Знаменитейшему биологу Ж. Кювье пришлось предположить существование нескольких резких (в результате катастроф) изменений флоры и фауны (в сущности, если перейти на язык теологии - нескольких актов творения). Совершенно немыслимой казалась идея о том, что гармония может иметь место в ходе перманентных подвижек, в ходе постепенных и непрерывных изменений, в ходе, так сказать, ползучей эволюции.

Помимо этого, идея эволюции предполагала и существование, как стали позже выражаться, биологического прогресса, т.е. движения как бы снизу вверх. Против такого рода представлений протестовал, казалось, даже сам язык. Указывая на происхождение чего-либо, римляне в свое время использовали, напр., глагол descenderе, буквально означающий - нисходить, опускаться. В те времена и генеалогическое древо было принято рисовать разветвляющимся сверху вниз, т.е. как бы опускаясь от "высшего" (предков) к "низшему" (потомкам).

"Опрокидывание" идеи искусственного отбора на мир дочеловеческой природы, в логическом, чисто интеллектуальном плане не вызывала особых возражений. Более того, она как бы даже льстила людям! Она не только хорошо совмещалась с обыденной практикой людей по совершенствованию пород одомашненных животных и растений, но и позволяла мнить себя если и не со-авторами, не со-творцами, то хотя бы продолжателями дел самого Господа Бога! Существенно труднее "ложилась на душу" другая основная идея - идея борьбы за существование (struggle for existense), хотя и она также была позаимствована вроде как из мира социального. Дело в том, что своим обратным отсветом эта идея очень даже затрагивала нравственные чувства людей, их глубинные эмоции.

К началу страницы

Титульная страница