Дарвинизм в современном мире

Эволюционная теория Дарвина и современность

10. Проблема так называемого "полового отбора"

Проблему так называемого полового отбора Дарвин подробно рассматривает лишь в специальной работе "Происхождение человека и половой отбор" (1871 г.). Здесь ему уже никак нельзя было избежать обсуждения почти что философских проблем. Так разум он характеризует как инструмент приспособления (но не преобразования!) к среде обитания; вскользь говорит о "сознательном воспитании"; высказывает соображение, что естественный отбор как бы перемещается в сферу нравственности; намекает на движение от почитания непосредственной полезности (первенства материальных благ, говоря языком утилитаризма, а в какой-то мере и марксизма) к почитанию животными и красоты. Биология в последующие времена не пренебрегала обсуждением и этих проблем, но все-таки не уделила им должного, на наш взгляд, внимания.

Таким образом, сама постановка этих проблем понуждает понятия "естественного отбора" и "борьбы за существование" интерпретировать главным образом применительно к популяционному уровню. Уместно ли прибегать к ним при характеристике собственно (внутри)популяционных отношений? Тем более, употреблять их в объеме, выходящем за пределы смыслового содержания, типичного как для СТЭ, так и для "самостоятельной" экологии. Осмысление проблемы происхождения человека в полном объеме (в более общем виде - почему лестница существ в ходе эволюции прирастала в основном сверху?) требовало, на наш взгляд, еще и синтеза с этологией. Этология - наука о поведении живых существ, весьма близкая по своей проблематике к психологии (ее иное название - зоопсихология). Поведение - это ведь всего лишь "выход наружу" всего того, что уже "сидит" в голове (закодировано в организации ЦНС). Экспериментальные исследования того, что "сидит" в голове у живых существ с ЦНС начались практически лишь в ХХ столетии.

К началу страницы

Титульная страница