Дарвинизм в современном мире

Эволюционная теория Дарвина и современность

12. Влияние философии на формирование дарвинизма

И, тем не менее, если присмотреться повнимательнее, нельзя не заметить, что на облик концепции Дарвина явный отпечаток наложила и философия. Во всяком случае, она скроена по лекалам, некогда изготовленным для науки трудами Ф.Бэкона, философа, весьма почитаемого - традиция! - в Англии. Более того, она родилась во времена, когда широкое распространение и признание получили методологические установки утилитаризма и позитивизма. Основоположник последнего О. Конт призывал науку освободиться (раз и навсегда) от произвольных допущений (измышлений), в которых якобы безнадежно погрязла вся прежняя философия. В основу же любой подлинно позитивной, т.е. заслуживающей эпитета "научной", теории должны закладываться лишь посылки, в справедливости которых можно вполне убедиться в ходе наблюдения и эксперимента.

Несмотря на явное исповедание Дарвином бэконовских принципов построения научной теории, приходится, тем не менее, признать следующее. Дарвин лишь "вынес за скобки" - "закамуфлировал"! - наиболее "скользкие", философские проблемы эволюции. Для этапа становления концепции этот прием вполне уместно оценивать в качестве позитивного. Однако, биологии в принципе не удастся все время оставлять эти проблемы "за сценой", рано или поздно логикой своего собственного развития она должна будет и их "вывести на чистую воду". На наш взгляд, биология вплотную приблизилась к этому рубежу.

И сегодня заметно, что ключевые дарвиновские понятия не выглядят строго научными. В частности, понятие "борьба за существование" явно отдает философским "душком", душком, уже успевшим к середине Х1Х в. стать чужеродным для науки. Мало этого, сам термин "борьба" (struggle) порождает массу "сомнительных" ассоциаций (в особенности, если принимать во внимание поведение высших животных - оккупантов верхней части "лестницы существ", - уже успевших обзавестись в ходе эволюции ЦНС). Поведение, как уже говорилось выше, - это ведь всего лишь "выход наружу" всего того, что уже "сидит" в голове (закодировано в организации ЦНС).

Как минимум, в таком случае в первую очередь следовало бы вспомнить хотя бы о стремлениях, с постулирования существования которых и начинал свое "доказательство" эволюции Ламарк. Кстати, его труд был озаглавлен "Философия зоологии" (1809 г.), т.е. речь шла преимущественно об оккупантах верхней части "лестницы существ", а уж им то в наделенности стремлениями никак не откажешь! При жизни Ламарка его идеи не получили признания, во всяком случае, среди биологов (о них вспомнили лишь в связи с концепцией Дарвина!), может быть, и из-за словечка "философия", вынесенного в заглавие:А философы и до Дарвина, и после него много чего наговорили о "сущности жизни" и ее атрибутах, используя для этого слова, полные мистического смысла: витальность, архей, низус, воля к жизни, воля к власти и т.д. и т.п. Однако постепенно биологи вынуждены были заводить речь и об инстинктах, рефлексах, страстях, мотивах, установках и прочих свойствах психики, ставших предметом внимания психологии (и зоопсихологии!) уже в ранге науки, сумевшей отпочковаться от философии.

Биология - это своего рода мост, соединяющий два берега. Первый (во временном плане) из них - мир неживого, а другой - мир человеческого, социального. Сегодня превалирует точка зрения, что живое на Земле естественнейшим образом возникло на фундаменте нежити. Это возникновение и следует считать началом эволюции. Сегодняшней теории эволюции уже не "простят" - в отличие от того, было вполне извинительно во времена дарвинистов первого призыва - игнорирование этой проблемы. При осмыслении ее никак не обойтись без привлечения данных физики и химии, с одной стороны, а с другой, без принятия каких-либо допущений философского порядка.

В постдарвиновские времена философия также не топталась на месте, проблемы гносеологии постепенно отодвигались на второй план, а на первый все более отчетливо выходили проблемы аксиологии. Некогда мощный поток позитивизма разбился на малые ручейки, которые ушли, в конце концов, "в песок", естественно, оросив при этом почву. Классическая философия упор делала на выявление путей и способов достижения достоверного знания (истины). С конца Х1Х века в ней все более злободневными становились проблемы, для обозначения которых стали использовать понятие "ценность". В каком плане сегодня становится принятым ставить проблему происхождения жизни?

К началу страницы

Титульная страница