Дарвинизм в современном мире

Эволюционная теория Дарвина и современность

13. Роль популяции в "воспитании" поведенческих навыков

Будем считать, что сказанного выше достаточно для такого, напр., утверждения. В генотипе "элиты" закодированы не только и не столько параметры взрослого организма, сколько и последовательность трансформаций (редуцированных "метаморфоз"?), ведущих к "конечному" результату (фенотипу). Впрочем, и этого недостаточно. Вероятнее всего необходимо учитывать еще и влияние материнского организма если и не на последовательность, то хотя бы на качество исполнения внутриутробных трансформаций.

Генетика поведения преимущественное внимание уделяет непосредственному сопоставлению того, что заключено в генотипе ("начале" онтогенеза), с тем, что проявляет себя в поведении уже взрослого организма (хотя это еще и не конец онтогенеза), фенотипа. Развертывание онтогенетической программы как бы предполагает моменты типового вмешательства в ее ход внешних (по отношению к ней) воздействий: материнского организма (при наличии пренатальной стадии), популяции и БГЦ. Нам представляется уместным констатировать: пока что в генетике поведения имеет место пренебрежение к "промежутку" между генотипом и фенотипом (ко всему тому, что здесь происходит). Для генетики поведения, впрочем, это вполне извинительно. (Эрман и Парсонс ограничиваются замечанием, что читатель знаком с основами биологии развития).

Измышлять - так измышлять! Каким образом можно представить себе "переход" от сумчатых млекопитающих к плацентарным? Вероятнее всего естественный отбор методично как бы "загонял" "первые" (на данном этапе эволюции) шаги постнатального этапа онтогенеза в пространственно-временные границы "последних" шагов пренатального. Даже самый обычный житейский опыт подсказывает: успешности поведения материнского организма в критической ситуации созревающий плод мешает меньше, когда он внутри, нежели когда он в сумке. Разумеется, это усложняет роды. Но игра стоит свеч! Физиологические изменения плода, сопровождающие "удлинение" пренатального этапа, надо полагать, существенно перекрывает возникающие издержки: процесс трансляции видового опыта становится все более все более емким, насыщенным, надежным.

Подведем кое-какие итоги. Чтобы в ходе эволюции имел место прогресс, движение от генотипа к фенотипу (по крайней мере, у каждого новоиспеченного иерарха) должен осуществляться таким образом, чтобы высота организации потомков не уступала, как минимум, таковой предков (разумеется, у этого, как и любого из общих правил, имеются исключения; но пока не будем их затрагивать). Логично полагать: чем выше положение вида на лестнице существ, тем более совершенными должны быть технологии трансляции видового опыта.

У "элиты" роль воспитателя с появлением каждого нового иерарха все в большей мере берет на себя популяция. Можно ли полагать, что с появлением каждого нового иерарха власть от БГЦ постепенно переходит в руки локальной популяции? Действительно, именно к ней с появлением каждого нового иерарха все в большей мере переходит функция формирования ментальности, которая и становится наиболее эффективным инструментом выживания, инструментом, обеспечивающим больше шансов в борьбе за существование. Это, в частности, означает, что каждый новый иерарх может подстраиваться к большему числу звеньев в "цепочке" круговорота вещества и энергии в рамках БГЦ. Другими словами, у него появляется большее число "кормушек".

Можно сказать, что в энергетическом плане (в плане обеспечения себя питанием) он все глубже втягивается в функционирование БГЦ. А вот в ментальном плане (в плане трансляции своему потомству всех "хитростей" выживания в этом самом БГЦ) он, напротив, вынужден все более как бы "отдаляться" от БГЦ, или, точнее сказать, автономизироваться, обособляться внутри его. Возникает своего рода противоречие, т.е. приходится одновременно решать прямо противоположные задачи. Говоря дарвиновским языком, необходимо продолжать совершенствовать и приспособление к условиям существования, и, с другой стороны, научаться обыгрывать ("облапошивать") всех остальных обитателей БГЦ, чтобы именно через себя (через собственное тело) пропускать возможно большее количество энергии (пищи) в длительной перспективе (в длительной чреде поколений). Последнее вряд ли уместно характеризовать понятием "приспособление", это - скорее, подгонка "под себя", под свои нужды функционирования БГЦ. Каким образом эту проблему ухитряются решать "последние" иерархи? Почему они "выбрали" стратегию не столько дальнейшего совершенствования генотипа, сколько совершенствования именно процедур воспитания вступающего в жизнь поколения?

К началу страницы

Титульная страница