Внимание! Вы находитесь на устаревшей версии сайта Алтайского государственного университета.
Новая версия расположена по адресу www.asu.ru


Искать на сервере
 
А Вы знаете, что...

Версия для печати 
текущей страницыПоискКарта сервераГлавная страница

НовостиУниверситетСтудентыПреподавателиУченыеАбитуриенты

Получение зарубежной стипендии: шаг за шагом!

Шаг 1. Наведение на цель
Прежде чем рваться в бой, проанализируйте имеющуюся у вас информацию и составьте план действий. Надо определиться со своими академическими интересами: осознать, куда и зачем вы хотите поехать. Разузнайте о максимально возможном числе стипендий для обучения в выбранной вами стране. Затем "примерьте на себя" вступительные требования: вписываетесь ли вы в установленный стандарт по возрасту, гражданству, уровню образования. Не секрет, что у каждой программы есть своя "целевая группа" - определенный слой лиц, на поддержку которых она рассчитана. Попытайтесь понять, входите ли вы в их число. И начинайте работу.

Шаг 2. Диспозиция
Стипендиальные программы бывают очень разными, но процесс отбора почти во всех случаях одинаков: нужно сдать языковой (а иногда еще и академический) тест, подать документы в срок и пройти собеседование. Перечень необходимых документов всегда есть в описании программы. Обычно он состоит из следующих пунктов: анкета ; краткая автобиография ; эссе (небольшое сочинение); рекомендации; копия диплома и других документов об образовании. Все бумаги заполняются и подаются, как правило, на иностранном языке. С официальных документов (дипломов, сертификатов и т.д.) необходимо снять копию, сделать перевод, заверить по месту учебы.

Шаг 3. Анкеты
Бланк анкеты в любое время можно скачать с сайта программы или обратиться с просьбой его выслать в ближайшее представительство организатора программы. Как правило, разрешается использовать ксерокопию бланка. Не удивляйтесь, если в анкете от вас потребуют указать те же сведения, что и в автобиографии. Анкета - документ, позволяющий составить портрет идеального кандидата на получение той или иной конкретной стипендии. Внимательно прочитайте вопросы, и вы поймете, какие факты своей биографии необходимо выделить, чтобы привлечь внимание отборочной комиссии. Например, Олег Ефремов, студент второго курса юрфака МГУ, получил стипендию Университета Висконсина (University of Wisconsin, США) на семестр не столько благодаря своей довольно средней успеваемости, сколько потому, что перечислил в анкете свои выступления в школьных спектаклях и студенческих КВН. Руководство университета нашло в этом признаки общественной активности будущего адвоката. Поэтому обязательно укажите, что вы занимались спортом (пели в хоре, были юннатом и т.п.)

Резюме (CV) отборочная комиссия читает в том случае, если ее заинтересовала анкета. Оно должно рассказать о вашей деятельности и достижениях полно и красочно, но в пределах одной страницы. Здесь стоит похвалить себя за конкретные дела и более подробно описать те пункты, которые демонстрируют ваши положительные качества, отталкиваясь опять же от ожиданий представителей программы. То есть правильно не высылать одну одинаковую "болванку" всем, а составлять вариант под конкретную программу.

Шаг 4. Эссе
Цель эссе - выяснить, что вы за человек, чего хотите от жизни, а заодно и установить, умеете ли вы внятно выражать свои мысли. Довольно часто кандидату предлагают коротко изложить, какие именно цели он преследует, собираясь потратить год-другой своей жизни и предоставляемую спонсорами стипендию на обучение. В таком эссе (оно называется Statement of Purpose), как правило, нужно внятно изложить, почему вы выбрали именно эту программу; как то, чему вы собираетесь учиться, связано с вашим опытом (учебы и/или работы); что вы собираетесь делать, закончив учебу. Типовой объем эссе - 500 слов, из которых 50 рекомендуется отвести на вступление, 200 - на основную идею, еще 200 - на примеры, подтверждающие основную идею, и 50 - на заключение. Составьте тезисный план расположения материала. Закончив эссе, рекомендуется не менее трех раз проверить текст на предмет логики и ошибок. Проверку лучше делать с перерывами в несколько дней. В текст хорошо бы добавить энергии и экспрессии, отдавая приоритет глаголам, а не прилагательным. Если у вас есть знакомые иностранцы, дайте им почитать.

Типичные темы эссе:

  1. "Расскажите о том, чем вы будете заниматься, где работать в 2013 году"
  2. "Самый приятный и самый неприятный случаи в вашей жизни. Чему они вас научили?"
Шаг 5. Рекомендации
Рекомендательное письмо (Letter of Recommendation) состоит обычно из трех частей: сначала автор рассказывает, откуда и как давно знает человека, о котором отзывается, затем называет проекты, над которыми они вместе работали, и в конце перечисляет качества, которые рекомендуемый продемонстрировал. Как правило, от претендента на стипендию требуют предоставить 1-3 рекомендации от людей, которые хорошо знают его по совместной работе или учебе. Идеальным будет отзыв от преподавателя, научного руководителя, начальника, то есть человека, который видел вас в деле. Не стоит гоняться за звучными именами и степенями: согласитесь, что ваш научный руководитель, простой доцент, гораздо лучше осведомлен о вашей учебе и способностях, чем ректор вуза, академик.

В рекомендательном письме обязательно должны быть указаны должность, научной звание, адрес и телефон, чтобы в случае чего члены комиссии могли связаться с человеком, который вас рекомендует. "Идеально, если рекомендация оформлена на фирменном бланке, с подписью и печатью, - считает Ирина Рухлина, ассистент международной программы стипендий Фонда им. Форда (США). - Мы требуем три отзыва, подразумевая, что один из них будет с места учебы, другой - из общественной организации, а третий - с места работы".

К сожалению, бывает, что ваш преподаватель не владеет в должной степени иностранным языком, а некоторые просто не хотят тратить своего времени. Поэтому российским студентам порой приходится самостоятельно писать рекомендации самим себе, а затем приносить преподавателю на подпись. Другой вариант - попросить написать рекомендацию на русском языке и сделать официальный перевод. Немного дороже, но намного честнее.

Шаг 6. Экзамены
Любой экзамен требует достаточно длительной подготовки. Некоторые тесты в России можно сдавать несколько раз в году, что создает особые проблемы. Каждый из экзаменов отличается собственной логикой построения, и чтобы набрать достаточное количество баллов, необходимо хорошо ознакомиться с форматом теста. Специалисты советуют начинать готовиться как минимум за полгода до крайнего срока. Чаще всего по условиям конкурсов участникам предлагается сдать тест на знание языка в рамках программы.

Шаг 7. Собеседование
Собеседование (Interview) требуется, чтобы расставить все точки над "i". Обычно это получасовая беседа с одним или несколькими членами отборочной комиссии. "На интервью всегда спрашивают о планах кандидата на ближайшие 5-10 лет, - говорит представитель Британского совета по стипендиальным программам Любовь Коваленко. - К собеседованию нужно серьезно подготовиться. Четко знать, чем один учебный курс отличается от другого, иметь хотя бы общее представление о системе образования в Великобритании, об организации, выделяющей стипендию, и спонсорах".

Основной совет таков: держитесь с достоинством, не бойтесь показать, что ваша жизнь не остановится и после возможного провала. Хотя уместно дать понять, что финансовая поддержка на данном этапе позволила бы вам добиться своих целей быстрее.

(По материалам журнала "Образование без границ", #8, 2003 г.)

 
Кто мы?
проректор
по международным связям
- Екатерина Викторовна Четошникова
помощник
проректора по международным связям
- Татьяна Аркадьевна Рубцова
методист
центра международного сотрудничества

Совет по координации международных связей

Лингвистический центр АлтГУ
руководитель центра

(текущие конкурсы)

Образование за границей

Это интересно

Полезные адреса


Copyright © 1994-2006 Алтайский государственный университет
feedback@www.asu.ru