Внимание! Вы находитесь на устаревшей версии сайта Алтайского государственного университета.
Новая версия расположена по адресу www.asu.ru


Искать на сервере
 
А Вы знаете, что...

Версия для печати 
текущей страницыПоискКарта сервераГлавная страница

НовостиУниверситетСтудентыПреподавателиУченыеАбитуриенты

Выставочный зал АГУ

Вклад художников в казачью культуру

Выставка произведений художников Алтая "Казачий круг" была посвящена 400-летию присоединения Сибири к России. Выставка организована Алтайским отделом Сибирского казачьего войска, и неудивительно, что основу экспозиции составили работы мастеров, чьи родовые корни уходят вглубь истории казачества, а также картины художников, произведения которых посвящены освоению Сибири казаками-первопроходцами.

Центром выставки, несомненно, явились батальные полотна старейшего художника Алтая, заслуженного театрального деятеля, председателя Совета стариков 3-го отдела СКВ Бориса Мефодьевича Астахова. К сожалению, художник не дожил двух недель до открытия выставки, но его духовное присутствие остро ощущалось посетителями вернисажа. Судьба Бориса Мефодьевича - пример удивительно гармоничного единства беззаветного служения России, казачеству и отечественной культуре. Еще в конце тридцатых годов, закончив разведшколу, он служил в кавалерии, защищал дальневосточные рубежи. В самом начале Великой отечественной войны командир разведэскадрона старший лейтенант Астахов участвует в героических боях под Москвой. Невероятной смелостью отличались сибиряки.

На фронте ходило выражение "забарнаулили". Это о том, как казаки его эскадрона ходили в атаку. Он воевал в дивизии генерала Л.М. Доватора, портрет которого украшает центральную стену экспозиции. Стальные лезвия ледяного ветра, рассекающие живописное полотно, стремительный порыв боевого коня и бесстрашный , спокойный образ легендарного генерала, подвиг которого навечно вписан в историю Отечественной войны. В это время кавалеристы разведэскадрона Бориса Астахова совершают бесстрашные рейды по тылам врага, вселяя ужас и смятение в ряды оккупантов. Эти события легли в основу грандиозного полотна "Кавалерийская атака".

Далее - служба во Втором Донском кавалерийском корпусе. "Переправа через Березину" - живое свидетельство участника этих боев. Стремительность и экспрессия, цельность и яркость образов отличают работы мастеров. В них слышен гром разрывов и ржание коней, ощутима ледяная стужа подмосковного снега и жгучий холод водной переправы.

Глубинные истоки истории казачества отражены в серии живописных произведений известного художника-казака, члена-корреспондента Петровской Академии Владимира Конькова. "Ратники", "Святое воинство", "Перед атакой. 1812 год", картины, в основу которых легла ратая история нашего православного отечества. В картинах "Атаманская cотня", "Опальные атаманы", "Землепроходцы" отражен славный период освоения Сибири российским казачеством.

Воины-богатыри, казаки Ермака Тимофеевича, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Семена Дежнева положили конец разбойному владычеству Орды, принесли свет православного просвещения в самые глухие таежные уголки, раздвинули границы России от уральских гор до великого Океана. Живы и глубоки образы первопроходцев в драматических сценах сложных композиций В.В. Конькова.

Светлая лирика и поэтичность отличает пейзажи и натюрморты казака-чарышанина Романа Ильиных, есаула Каменской станицы Александра Песоцкого, потомка запорожских сечевиков Алексея Дрилева. Тонким юмором и теплотой привлекает скульптурная композиция "Казачья свадьба".

Заслуженный художник России Геннадий Борунов - давний друг алтайских казаков, которые не раз гостили в его творческой мастерской. В очередной раз художник порадовал зрителя написанными с натуры пейзажами Братского острога, Павловского храма, в котором своды расписывал его дед. Золотой осенний пейзаж с крепостью на Оби, где снимался фильм "Ермак", не только прекрасное живописное произведение, но и память о киносъемках на алтайской земле, в которых принимали участие наши казаки.

Философские раздумья над судьбами России, историей и современностью присущи картинам Анатолия Фролова, пейзажам Михаила Карпилова и Виктора Жеребцова, декоративным работам Юрия Сорокина. Книжная графика Александра Емельянова к роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" названа сыном писателя "одной из лучших иллюстраций к роману моего отца".

Выставка открыла проведение Дней славянской письменности и культуры на Алтае. Многие деятели науки, культуры, образования, пришедшие на выставку оставили прекрасные отзывы об огромном вкладе казачества в деле освоения Сибири и необходимости сохранения и развития казачьей истории и культуры, обладающей неистощимым творческим потенциалом.

Тамара Конькова,
искусствовед, старший преподаватель кафедры культурологии и истории искусств
"За науку", N18, 1998

Другие выставки


 

Факультеты:

Филиалы:

Общеуниверситетские структуры:

Научные и научно-образовательные учреждения

Сеть

Музеи и коллекции:

Общественная жизнь:

Университетская пресса:

История университета