Алтайский государственный университет
óÏÃÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÆÁËÕÌØÔÅÔ áÌÔÁÊÓËÏÇÏ ÇÏÓÕÄÁÒÓÔ×ÅÎÎÏÇÏ ÕÎÉ×ÅÒÓÉÔÅÔÁ

Социологический факультет

С.И. Григорьев, основатель факультета социологии
Основатель факультета
Святослав Иванович Григорьев


О.Н. Колесникова, декан факультета социологии
Декан факультета
Ольга николаевна Колесникова
Социология в России начиналась примерно также, как и в других европейских странах. Сходными были цели и задачи, надежды и разочарования, поиски концептуальных схем и эмпирических описаний социальной реальности. Русские социологи были открыты для новых идей. Они тесно общались с европейскими, в особенности французскими коллегами. Немало русских социологов жили и творили в эмиграции в Европе. Начиная со второй половины 20-х годов XX века социология как наука и как область образования подверглась резекции. По сути, до 60-х годов в социологии не было необходимости, хотя в обществе накапливались крупные и малые проблемы, требующие глубокого критического осмысления.

Сайт социологического факультета

В Алтайском государственном университете специальность "социология" и отделение социологии были открыты в 1990 году. Уже в 1992 году открыт специализированный совет по защите диссертаций. С 1994 года социологический факультет АГУ развивается как учебно - научный производственный комплекс "Социология, психология и социальная работа". В 1996 году здесь создается Колледж социальных наук. На факультете ведётся подготовка по специальностям "социология", "социальная работа", "реклама", "прикладная информатика в социокультурной сфере", осуществляется эксперимент по развертыванию подготовки специалистов по конфликтологии, культурологии и социальному страхованию. Активная международная деятельность факультета нашла отражение в десятках совместных проектов и исследований, грантах научных фондов, регулярных поездках студентов и преподавателей на зарубежные конференции, симпозиумы и стажировки. Особую роль в развитии факультета сыграли его проекты, осуществленные с Гетеборгским университетом (Швеция), университетам в Эдмонтене (провинция Альберты, Канада), Женевским университетом (Швейцария), рядом вузов Германии.

Кафедра общей социологии (Григорьев Святослав Иванович, зав. кафедрой, доктор социологических наук, профессор)

Специализацией кафедры является разработка проблематики теоретической социологии, культурологи, историко-социологических исследований развития современной социальной культуры, гомологии как науки о целостном изучении человека.

Кафедра эмпирической социологии и конфликтологии (зав. каф. Ю.Е. Растов, д-р соц. наук, профессор)
Кафедра предлагает студентам получить специализацию "социология политики" и является одним из немногих учебно-научных подразделений вузов России, ведущих подготовку по специализации "социолог - конфликтолог", участвует в эксперименте по открытию специальности конфликтология, в исследованиях проблем социальной напряженности.

Кафедра социальных технологий, инноваций и управления (зав. кафедрой А.В. Ковалева, к.с.н., доцент)
Базовая кафедра подготовки специалистов по специальности "менеджмент организаций" (в социальной сфере) и "реклама". Здесь проводятся исследования инновационных процессов в социальной сфере, управлении, технологий обеспечения культуры социальной жизни, развитии образования.

Кафедра социальной работы (зав. каф. Л.Г. Гуслякова, д-р соц. наук, профессор)
Студенты на этой кафедре могут специализироваться в сфере организации социальной защиты населения России, социальной работы с детьми, социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Кафедрой разрабатываются современные проблемы социального образования, развития социальной работы как науки, образовательной деятельности и практики.

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий (Максимова С.Г., доцент)
Практическая деятельность преподавателей нашла отражение в спецкурсах: "имеджелогия", "мотивация трудовой деятельности", "геронтопсихология", "психологической консультирование", исследования ментальности и современных психотехнологий, использование математических методов в психологических исследованиях.

Кафедра математических методов в социальных науках (зав. каф. Г.И. Алгазин, д-р мат. наук, профессор)
Специализация кафедры - математические методы анализа социальной информации, компьютерное моделирование и обработка эмпирических данных. Проводятся исследования в сфере методики и техники социальных исследований, социального прогнозирования и проектирования, математических методов в психологии и др.

Лаборатория математического обеспечения социологических
и психологических исследований
(зав. лаб. Мальцева А.В.)
Специалисты лаборатории внедряют новые информационные технологии в научные исследования и учебный процесс на факультете, поддерживают web-сервер, осуществляют управление вычислительной сетью факультета.

Научно-исследовательская лаборатория по проблемам молодёжи (зав. лаб. Е.Н. Старикова, к.с.н.)
Базовым для образования лаборатории стало межрегиональное лонгитюдное исследование "Пути поколения" (1983 - 1997). Опубликованы результаты сравнительного анализа образовательных путей молодежи, исследований социальных проблем подготовки молодых специалистов, основных проблем и путей вхождения молодежи региона в общественную жизнь и др.

Издательский центр (руководитель центра И. В. Ралко)
За период работы Центра выпущено около 20 монографий и учебных пособий. В структуру Центра входят отдел набора и макетирования, отдел корректуры, научной экспертизы и литературной обработки, лаборатория тиражирования изданий.

Информационно-методический центр (руководитель центра Н.Т. Толстова)
В задачи Центра входит формирование фонда научной, учебной и методической литературы по основным разделам социологического знания, а также оказание методической, информационной помощи студентам в освоении базовых учебных курсов.

Колледж социальных наук (директор Л.В. Кудрявцева)
Основной принцип предлагаемой модели деятельности колледжа - выстраивание единого образовательного пространства и конструирование открытой системы, предполагающей безболезненный вход и выход из нее на любом этапе обучения. Колледж - основа целевой программы довузовской подготовки и интеграции социального образования системы "школа - ВУЗ" СФ АГУ.
На факультете создана система баз практики. Студенты получают практический опыт согласно выбранной специализации в государственных структурах, организациях социальной, психологической помощи, клиниках, СМИ, рекламных агентствах, социологических лабораториях и службах, общественных объединениях края.

С середины 1990х годов на базе СФ АГУ развертываются структуры Сибирского отделения Российской академии образования - Алтайский региональный центр СО РАО (руководитель - д-р соц. наук, профессор, чл.-корр. РАО С.И. Григорьев), а также Алтайский филиал Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (Москва), создаются предпосылки развертывания здесь подразделений СО РАН. В частности, к 2002 году обосновано открытие на базе СФ АГУ лаборатории интеграции исследований социальной сферы Сибири Объединенного института философии, филологии, истории и права СО РАН (руководитель - организатор - С.И. Григорьев).

Уже около десятилетия на СФ АГУ регулярно издается журнал "Образование и социальное развитие региона", ежегодник "Актуальные проблемы социологии и психологии и социальной работы". С 2002 года здесь начал функционировать Координационный совет "Объединение социологов Сибири", редколлегия "Сибирского социологического вестника".

На рубеже веков социологическое сообщество столкнулось с вызовом - понять и объяснить происходящие в современном мире перемены. Социологическая наука находится в процессе непрерывного поиска новых методологических подходов и концепций, интерпретирующих постоянно усложняющуюся социальную реальность. Вместе с тем, социология сегодня испытывает очевидные трудности в осмыслении новейших общественных трансформаций, в том числе в развитии образования, социальной сферы.

Современная Россия переживает период кардинальных социальных, экономических и политических преобразований. Без глубокого и всестороннего анализа этих процессов российское общество утрачивает стратегическую перспективу. В этой связи возрастает потребность в социологическом знании, способном осмысливать и прогнозировать тенденции общественного развития, минимизировать социальные издержки решения глобальных и региональных проблем современного общественного развития, сохранения его культуроцентричности, повышение эффективности гуманистической направленности руководителей.


Copyright © 1994-2006 Алтайский государственный университет
feedback@www.asu.ru
[an error occurred while processing this directive]