Внимание! Вы находитесь на устаревшей версии сайта Алтайского государственного университета.
Новая версия расположена по адресу www.asu.ru


Искать на сервере
 
А Вы знаете, что...

Версия для печати 
текущей страницыПоискКарта сервераГлавная страница

НовостиУниверситетСтудентыПреподавателиУченыеАбитуриенты

Ролевое движение

Роли, которые нас выбирают.

После выхода на экраны "Властелина колец" о "толкиенистах" заговорили. О них снимают репортажи, пишут в газетах, не понимая до конца, кто же эти люди и зачем бегут они от реальности в другой, совершенно не понятный обычному человеку мир. Их называют "странными" людьми, которые собираются вместе и устраивают поединки друг с другом "на мечах", время, от времени выезжая для этого в лес, в поле.

Совсем недавно о "толкиенистах" говорили с осторожностью, как о "группе риска". Ну а как же? Конечно, - собираются обособлено, носят с собой на эти встречи мечи, топоры, копья, щиты, наряжаются в странные костюмы, балахоны, средневековые доспехи. Это - то, что видно невооруженному глазу. Вооруженный глаз сразу же отмечал "нелегальность" этих собраний. То есть далеко не всегда "ролевики" объединялись под крышей какого-либо клуба, а "разводились" в "диком" состоянии. А "дикость" несет некоторую угрозу. Добавьте ко всему вышесказанному немного таинственности и чуть-чуть мистики, и мнение готово. Мнение никак не лестное. Сатанисты или секта: ни больше, ни меньше! Именно поэтому, сегодня мы попытаемся рассказать о том, кто такие "толкиенисты" и доказать, что люди они совсем не страшные, и уж тем более бояться их причин нет.

Часто уезжая летом на дачу, можно заметить на перроне группу людей, одетых по-походному, с рюкзаками за спиной. Однако некая черта мешает назвать их просто туристами. Взгляд выхватывает щит, деревянный меч, лук или какие-то другие вещи, не походящие на обычное туристское снаряжение. Если случайно услышать, о чем они говорят, то возникнет впечатление какой-то инородности их этому миру. Эльфы, гномы, орки, Элберет, Саурон и прочие незнакомые слова усыпают речь странных туристов. Они разговаривают на особом, понятном только им языке. Но не волнуйтесь, люди эти не сумасшедшие, не иностранцы, не пришельцы из других миров - это толкиенисты.

Толкиенистами можно назвать группу людей, на которых творчество английского писателя Джона Рональда Руэла Толкиена произвело не обычное впечатление, которое возникает от хорошей книги, а повлияло в гораздо большей степени, - стало частью жизни.

"Жил-был в норе под землей Хоббит. Не в какой-то там мерзкой, грязной, сырой норе, где со всех сторон торчат хвосты червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой голой песчаной норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была хоббичья, а значит - благоустроенная". С этих слов начинается знаменитое повествование Толкиена "Хоббит или туда и обратно", написанное им в 1937 году. И если "Хоббит" еще очень сильно похож на обычную сказку, то написанная позже трилогия-продолжение "Властелин колец" (1954-1955) больше напоминает философский роман. Действие всей саги происходит в Средиземье.

Средиземье - мир, построенный на совершенно других принципах, нежели земной. Там живут эльфы и гномы, люди и хоббиты, всяческие колдуны и мистические персонажи.

В жизни так мало романтики и приключений, а потому молодые люди играют. Началась эта игра много лет назад на Западе в среде хиппи, в мире, придуманном Дж. Р.Р. Толкиеном. Его творчество одни тщательно изучают, овладевая даже эльфийским языком, и называют себя "толкиенистами". Других же, кто в мире Толкиена живет, иногда называют "толкиенутыми". Третьи считают себя ролевиками - то есть людьми, участвующими в игре и исполняющими ту или иную роль. Однако само действо, в котором они участвуют, вовсе не спектакль. Здесь нет сценария - есть лишь моделирование - а только, так сказать, вводная часть, которая знакомит игрока с эпохой, нравами и расстановкой сил. С началом игры мастера (организаторы) имеют возможность лишь с помощью интриг, провокаций и хитростей влиять на ее ход. Финал не известен никому. Одно из главных требований к участникам - умение соображать.

Ролевые игры возникли в среде "фэнов" - любителей фантастики. В конце 80-х годов ролевое движение появляется в Барнауле. Первый перевод "Властелина колец" и желание играть хоббитов, назгулов, орков овладело молодежью как эпидемия. Но попасть в ролевики даже сегодня не просто. Они не афишируют игр и не приглашают к себе людей с улицы. Места тусовок знают только избранные, и прийти туда можно только со знакомым, который порекомендует тебя друзьям. А пройдешь "испытание" в тусовке или нет - зависит только от тебя. Знание литературы "фэнтези", интерес к историческим романам - обязательны. Правила строгие - несоблюдение грозит тем, что ролевика лишают возможности играть.

С недавних пор в России появилось много толкиенистов, людей, пытающихся воплотить сказку в жизнь. Они делают себе костюмы, взятые не только из произведений Толкиена, оружие - мечи, щиты, кольчуги, шлемы, луки, а дальше от двух десятков до тысячи человек собираются (преимущественно на природе), выбирают роли (обычно задолго до начала игры) и начинают действовать в рамках этой роли (или вне рамок, что пресекается разными методами). А поскольку игроки одеты в соответствии с отыгрываемой ролью и общаются между собой тем штилем, который диктует роль, - все это выглядит достаточно впечатляюще. Согласитесь, не каждый день в лесу встретишь фалангу одетых в доспехи верзил, утверждающих, что они - гномы.

Ради справедливости надо отметить, что проходят игры не только по сюжетам фэнтези, но и по различным моментам истории. Наиболее популярны тут Русь 8-10 веков, западное Средневековье от 9 века и до поздних Крестовых походов, иногда Древняя Греция. Позднее 16 века играют редко - романтика исчезает, появляется огнестрельное оружие, навязывающее совершенно иные боевые правила. Впрочем, были игры и по первобытнообщинной жизни и по Смутному времени.

Что вы представляете себе, когда слышите о ролевых играх? "Ага, слышал! Это те, кто с мечами по лесам бегают? Эти, Толкиенисты!" Суть ролевой игры в том, что реальный человек "перевоплощается" в некоего персонажа, обладающего иным характером, иными способностями, чем сам игрок. В кого "перевоплощаться" - зависит от мира, в котором разворачивается игра и от желания игрока. Как "перевоплощаться"? Вот тут-то и появляются различия между персонажами той же компьютерной игры "Diablo2" и "толкиенистами с мечами". Серьезные люди, подходящие к RPG (Role Playing Game) не как к хобби и отдыху, называют ролевую игру "игровым моделированием". Конечно же, и у толкиенизма есть свои минусы. Как правило, игроки очень сильно удалены от реальности, их мало волнуют насущные проблемы, для них гораздо важнее проблемы свои, внутренние.

Итак, что же дают людям ролевые игры и толкиенизм? В первую очередь - новый опыт, новые впечатления, возможность разобраться в себе. Примеряя на себе разные характеры, действуя в разных мирах, часто совершенно не похожих на обычный, они расширяют свои горизонты, может быть в чем-то становятся мудрее. Им становиться легче принять неизвестное, неожиданное. А может быть наоборот, именно тяга к тайне, неизвестному и привлекает их в живых ролевых играх, "толкиенизме"...

Александра Кот

 

Официальный сайт
Лиги студентов:

- Электронное расписание

На сайте Лиги студентов:

Клубы и коллективы:

Праздники:

Индивидуальности:

Научные студенческие проекты:

Общежития:
- Администрация
- Правила проживания
- Неофициально

Стипендия:
- Законы и комментарии

Праздники:

Льготы:
- только для студентов АГУ
- Общероссийские


Copyright © 1994-2006 Алтайский государственный университет
feedback@www.asu.ru